Париж — один из красивейших городов Европы. Его флер никого не оставляет равнодушным. Атмосфера города, его архитектура и бульвары, миниатюрные кафе с воздушными круассанами, запахи утреннего кофе, мелодичная, чуть с хрипотцой французская речь — все это привлекает мечтателей и романтиков со всего света.

Можно бесконечно долго гулять по улицам старого города и наслаждаться цветением магнолий и вишни в окружении прекрасной архитектуры, созданной на рубеже XIX–XX веков в эпоху ар-нуво (Art Nouveau).

Стиль ар-нуво зародился именно в Париже, и хотя формально родоначальником модерна считается Англия, настоящее пробуждение стиля, каким мы его знаем сегодня, произошло именно в Париже, в галерее Maison de l'Art Nouveau (Дом Нового Искусства), открытой в 1895 году франко-немецким арт-дилером Зигфридом Бингом. Обычно стили искусства отзываются на настроения в обществе. Поэтому на смену строгому историзму, копировавшему классические стили прежних эпох, пришел пластичный ар-нуво как отражение величайших перемен в общественном сознании, утомленном однообразными фактурами архитектуры прошлого.

Центр Парижа наполнен архитектурой ар-нуво, облик которого был сформирован керамическими декорами и дивными по своей красоте глазурями мастеров прошлого. Мы совершим небольшое путешествие по наиболее интересным местам Парижа, где дома поражают своим керамическим убранством, ломающим стереотипы банальных представлений о керамике.

Начнем наше путешествие с остановки на авеню Ваграм 34 в Hôtel Elysées Ceramic, здание которого было построено в 1904 году архитектором Жюлем Лавироттом. Небольшой отель известен своей фасадной керамикой, созданной французским керамистом Александром Биго. Поразительные рельефные керамические растения с гигантскими жуками овивают фасад и сияют перламутровыми эмалями. Идеально подобранная колористика, благородный ненавязчивый полуматовый блеск глазурей в сочетании с брутальной каменной кладкой здания производит неизгладимое впечатление. А жить в таком здании – настоящее эстетическое наслаждение.


Наше погружение керамический мир Парижа продолжается завтраком на улице Меснил, 5, в кафе Le Petit Rétro, работающем с 1904 года. В интерьере кафе преобладает винтажная керамика мастерской Ателье д'Отей Чарльза Хавиленда — одного из сыновей известного производителя лиможского фарфора, а посетителей угощают изумительными воздушными десертами. По пути в кафе, следуя по проспекту Виктора Гюго, видим знаменитую парижскую Триумфальную арку. Направляемся по проспекту Раймона Пуанкаре в сторону площади Трокадеро и приходим к еще одному интереснейшему объекту — дому 25 по Бенджамина Франклина, спроектированному архитектором Огюстом Перре и облицованному керамикой Александра Биго. Это здание в Париже одним из первых было построено из железобетона, а его окна были украшены элегантными керамическими обрамлениями с рельефными листьями в фирменной полуматовой глазури Биго осенней гаммы.

Продолжая путешествие по Бенджамина Франклина вниз, можно оказаться недалеко от Рю-Клод-Шау дом 9, где расположен шедевр ар-нуво мастерской Эмиля Мюллера — «дом с чертополохами», построенный по проекту Шарля Кляйна. Главным мотивом фасадной отделки этого здания стали выразительные керамические наличники бирюзового цвета с мастерски выполненными рельефными чертополохами — любимыми растениями французского ар-нуво. Кроме изумительного декора, этот дом был передовым и в конструктивном отношении. В его основе — каркас из армированного бетона и двухслойный, как бы сейчас сказали, вентилируемый фасад с воздушной прослойкой, предохраняющей от холода и жары. В Москве есть дом, декоративные мотивы которого были скопированы с французского дома, — это особняк Медынцева в Померанцевом переулке.

Пересекая Сену по мосту Иена, оказываемся у Эйфелевой башни, чьи ажурные конструкции стали апофеозом нового стиля. Прогуливаясь дальше по улице Женераль Каму, выходим к площади Рапп, где можно увидеть сразу два красивейших дома архитектора Жюля Лавиротта с керамикой Александра Биго — дом 3 по площади Рапп и дом 29 по одноименной улице по соседству. Эти дома не оставляют равнодушными никого. Эти здания являются настоящим украшением Парижа, вобрав в себя его дух и атмосферу.

Спускаемся в метро, чтобы приехать на станцию Сен-Жермен-де-Пре, расположенную на четвертой линии, где на бульваре Сен-Жермен, 151 находится Brasserie Lipp. Ее основали в 1880 году, а своей простой кухней и светлым пивом она заслужила большую популярность у парижской богемы. С 1935 года, когда очередным владельцем заведения была учреждена литературная премия Cazes, брассерия стала любимейшим местом литераторов всех мастей, поэтому здесь нередко можно встретить известных писателей в неформальной обстановке. Интерьеры брассерии — квинтэссенция ар-нуво и ар-деко, ради которых просто необходимо ее посетить.

Выйдя из станции метро Poissonnière седьмой линии, мы оказываемся у еще одного великолепного дома с роскошными переплетениями керамических лоз на фасаде — дом 14 по Рю Де Аббвилль 1901 года постройки, архитектора Эдуарда Отана с керамикой Александра Биго. Надо заметить, что соседнее здание, дом 16, 1899 года постройки архитектора Жоржа Масса, тоже в стиле ар-нуво, ничуть не хуже и впечатляет своими кариатидами в виде полуобнаженных женских фигур в вуалевых накидках, поддерживающих балкон третьего этажа.

Последним пунктом нашего путешествия будет, конечно, брассерия Моллар (Mollard) на улице Сен-Лазар, 115, где можно поужинать и насладиться абсолютно аутентичными интерьерами в стиле ар-нуво. Моллар 30 лет копил деньги на воплощение своей мечты — создание настоящего роскошного интерьера в своем ресторане. И он реализовал свою мечту в полном объеме! В интерьере использованы итальянские мозаики. Вся мебель, светильники и стойки сделаны из красного дерева. Стены облицованы керамическими панно ручной работы с сюжетами парижской жизни по графике художника М. Симаса. Проектированием и строительством занимался известный архитектор Эдуард Ниерманс. В итоге в 1895 году открылся один из самых роскошных ресторанов Парижа, который и по сей день впечатляет своим декором.




Совершив круг по центру Парижа мы вернулись к его начальной точке путешествия — к Hôtel Elysées Ceramic. Эти дома — далеко не полный перечень зданий Парижа в стиле ар-нуво. Мы показали лишь часть из них, выбрав их по расположению вдоль нашего маршрута. Но созерцание даже этого малого числа доставляет эстетическое удовольствие и заставляет чувствовать гордость за дело рук человеческих, оставивших потомкам столь прекрасные объекты.

Не меньшую радость доставляет нам, керамистам, понимание, что мы в своей работе каждый день прикасаемся к этой красоте, и это востребовано современниками ничуть не меньше, чем 150 лет назад. В конце концов, именно это и определяет настоящее искусство — жизнь творений в веках, возбуждение желания обладать подобными объектами, воспроизводить их и, трансформируя в современной реальности, оставлять после себя столь прекрасный след в вечности.


Нашим гидом по Парижу эпохи ар-нуво была Юлия Комиссарова,

Художественный руководитель мастерской «Русская Майолика»

www.russian-mayolica.ru


Комментарии


Новости партнеров