ЛЕНТА ДНЯ

 
Тело
Активная позиция

Как много есть и худеть

08.01.2019 | Анастасия Жукова
Психо
Права имеем

Почему не все женщины поддерживают феминисток

07.01.2019
Тело
Личное дело

Почему классические диеты не работают

06.01.2019
Развлечения
Куда идти на Рождество

Мы подобрали для вас 5 интересных вариантов

05.01.2019
Психо
Пошла жара

Средства для горячего зимнего секса

04.01.2019
Тело
Минус пять

Самая строгая диета в мире

03.01.2019 | Анна Киреева
Развлечения
Чем заняться после Нового года

Продолжать кутить, конечно! В лучших ресторанах Москвы

30.12.2018 | Ян Черепанов
Развлечения
Шоу продолжается
Зачем сегодня ходят в театр
 
07.10.2018 | Карина Мелкумян

В сознании большинства людей «театр начинается с вешалки», а заканчивается высвеченной софитами сценой, на которой происходит строго привязанное к сюжету действие. Не любите такое? Современные спектакли вас приятно удивят.

Знакомые реплики, ожидаемый финал, более или менее удачная игра актеров и пассивная роль наблюдателя, сидящего на безопасном расстоянии от места действия, — так было и, казалось, будет всегда. Но за последние несколько лет все изменилось. Современное театральное представление больше не ограничено рамками сцены, способно выплескиваться за пределы классического сценария или полностью его перекраивать. А еще — выбрасывать практически все слова. И тогда Анне Карениной или Катерине Львовне из Мценского уезда не останется ничего другого, как выражать свою страсть и драму через язык пластики и танца. Впрочем, эксперименты с новыми трактовками знакомой истории — это больше для театральных гурманов. Что действительно способно зацепить неподготовленного зрителя, так это непосредственное участие в том, что разыгрывают актеры.

Иммерсивные спектакли

В иммерсивном театре (от английского immersive — «создающий эффект погружения, присутствия») вы передвигаетесь вслед за актерами из одного пространства в другое. И тут на вас действует не только сама игра, но и окружающая обстановка, запахи, а иногда и вкусы: на некоторых шоу по ходу дела предлагают выпить и закусить. Вы и наблюдатель, и отчасти участник. Вы погружены в процесс, но не особенно на него влияете — многие считают, что это и есть идеальный современный жанр. К тому же он не требует большой концентрации и ученической усидчивости.

Родоначальником иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, существующую с 2000 года. Кто из нас не мечтал оказаться «по ту сторону экрана», сидя в кинотеатре? Так вот, главная специализация PunchDrunk — дать зрителю шанс ощутить себя героем фильм Дэвида Линча или Хичкока за счет погружения в соответствующее пространство. Знаменитый спектакль Sleep No More, впервые поставленный в заброшенном нью-йоркском отеле, — тоже дело рук и фантазии PunchDrunk. Его сюжет условно привязан к шекспировскому «Макбету». Условно — потому что шоу не имеет начала, середины и конца, разбегается по всем пяти этажам отеля, разбредается по разным комнатам и распадается на десятки не столько действий, сколько видений. Зрители в венецианских масках (которые нельзя снимать на протяжении всего мероприятия) становятся свидетелями драм и любовных разборок, бегают по лестницам за леди Макбет, помогают ей прикрыть наготу пеньюаром, заглядывают в глаза актерам и пытаются составить из этих осколков впечатлений свою собственную трактовку истории.

Шоу продолжается

Впрочем, с иммерсивным форматом в Москве еще до «Черного русского» экспериментировали в «Гоголь-центре». В 2011 году здесь вышли «Русские сказки» по собранию Александра Афанасьева. Действие шло одновременно по всему театру, и каждый зритель увидел и услышал что-то свое: кто «Колобка», а кто — «Марью Моревну».

Уличный театр

Этот народный жанр появился задолго до того, как придумали сцену. Сегодня он не тот, что пять столетий назад, но современные версии существуют и процветают. Хрестоматийный пример — испанский театр «Камчатка». Его актеры кочуют по городам и в каждом обживают новое место. В Москве в разные годы это были здание бывшей фабрики «Большевик» и территория Музеона. Отличие спектаклей «Камчатки» от иммерсивных шоу — здесь контакт со зрителем выходит на первый план, это и есть главный спецэффект.

Шоу продолжается

Новая реальность

То, что делает немецкий документально-театральный проект Rimini Protokoll, не укладывается ни в один из известных театральных жанров. Назвать его иммерсивным тоже язык не поворачивается, хотя зрители буквально с головой окунаются в предложенные обстоятельства. Скорее это управляемые социальные эксперименты с участием добровольцев. В основе каждого лежат реально происходившие события, истории человеческих судеб или статистические данные — в общем, жизнь как она есть.

Шоу продолжается

Так, в проекте Situation Rooms, который проходил и в Москве, зрителям — их было ровно 20 — раздавали айпады с наушниками и с помощью инструкций и текста погружали в ситуацию, связанную с продажей оружия. Кто-то становился африканским солдатом, потерявшим в перестрелке всю семью, а кто-то — торговцем на черном рынке. В Cargo Sofia-X зрители в трейлере следовали маршрутом дальнобойщиков, а главными героями Blaiberg und Sweetheart19 стали люди, пережившие пересадку сердца, и завсегдатаи сайта знакомств.

Некоторые участники спектаклей Rimini Protokoll признавались, что теряли связь с реальностью и полностью сливались с историями персонажей. Ощущали, что каждый их шаг может повлиять на исход событий. Возможно, создатели проекта ближе всего подступились к современной версии театра — того, который не просто отражает, но и трансформирует реальность.

Marussia рекомендует: что посмотреть в начале сезона

Где: Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Что: балет «Брянцев/Геке/Нахарин»

Шоу продолжается

Три одноактных балета, способных удивить любителей классического танца. И если в романтичном «Призрачном бале» Брянцева традиционные формы еще дают о себе знать, то в «Одиноком Джордже» Марко Геке от них не остается и следа (достаточно сказать, что спектакль получил название в честь гигантской черепахи, умершей в 2012 году в 100-летнем возрасте на Галапагосских островах). Ну, а «Минус 16» Охада Нахарина — это и смесь разных танцевальных жанров, и импровизация, и неожиданное вовлечение зрителей в сценическое действие.

Что: оратория «Триумф времени и бесчувствия» Константина Богомолова

Шоу продолжается

Постановку осуществляли режиссер Константин Богомолов и писатель Владимир Сорокин (автор либретто). А значит, ни о какой классической трактовке речи не идет. Вместо этого имеем: мужчины в женских партиях и в платьях от дизайнера Терехова, песня «Крылатые качели» прямо посреди творения Генделя, шокирующие фигуранты вроде маньяка Чикатило и продолжительность в 3 часа 20 минут с единственным антрактом. Остается добавить, что весенняя премьера прошла с огромным аншлагом.

Где: театр «Школа драматического искусства»
Что: спектакль «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова

Шоу продолжается

Открывшаяся в 1987 году «Школа драматического искусства» с самого начала позиционировалась как театр-лаборатория, на сцене которой происходят постоянные поиски новых форм. «О-й. Поздняя любовь» — очередной эксперимент на базе пьесы Островского «Сцены из жизни захолустья»: без исторических декораций и костюмов, зато с танцами, акробатическими номерами и пронзительными, на грани гротеска, образами.

Где: «Гоголь-центр»
Что: «Мертвые души» Кирилла Серебренникова

Шоу продолжается

Все роли исполняют мужчины, причем каждый по несколько: помещики по ходу действия перевоплощаются то в деревенских алкоголиков, то в бродячих собак. Чичиков — одновременно еще и Манилов (эту роль играет Семен Штейнберг или американец Один Байрон). Герои помещены в тесное пространство с фанерными стенами, откуда безуспешно пытаются найти выход. Здесь уживаются разные эпохи, а главный герой предстает в совсем неожиданном ракурсе.

Где: Театр на Малой Бронной
Что: спектакль — благотворительный проект «Особые люди»

Шоу продолжается

Формат документального спектакля, героями которого стали родители детей с аутизмом. Источником для сценария послужили материалы из интервью, книг и интернета, а в жизнь «особых людей» актеры погружались в Центре лечебной педагогики и в летних лагерях на Валдае и в Москве. Действие спектакля разворачивается непосредственно перед зрителем, который встречается с героями глаза в глаза. Все очень просто, без костюмов, декораций и спецэффектов, но при этом глубоко и пронзительно.

Где: фестиваль-школа «Территория»

Шоу продолжается

Эта площадка — отличное место для тех, кто хочет быть в курсе самых актуальных течений в театре, музыке и танце. В рамках фестиваля были и спектакли в поезде, и вечеринка открытия в метро, и кастинги младенцев. Но главная заслуга «Территории» — возможность познакомиться с самыми передовыми перформансами лучших команд, проектов и режиссеров мира — от Rimini Protokoll до Ромео Кастеллуччи, Димитриса Папаиоанну или Арпада Шиллинга.

Новости партнеров
Популярное
Женский онлайн журнал: знаменитости, красота и отношения | MARUSSIA.RU
icon-search