ЛЕНТА ДНЯ

 
Тело
Активная позиция

Как много есть и худеть

08.01.2019 | Анастасия Жукова
Психо
Права имеем

Почему не все женщины поддерживают феминисток

07.01.2019
Тело
Личное дело

Почему классические диеты не работают

06.01.2019
Развлечения
Куда идти на Рождество

Мы подобрали для вас 5 интересных вариантов

05.01.2019
Психо
Пошла жара

Средства для горячего зимнего секса

04.01.2019
Тело
Минус пять

Самая строгая диета в мире

03.01.2019 | Анна Киреева
Развлечения
Чем заняться после Нового года

Продолжать кутить, конечно! В лучших ресторанах Москвы

30.12.2018 | Ян Черепанов
Развлечения
Как понимать современный театр?
Рассказываем коротко о главном
 
01.11.2018 | Надежда Супрун

Драматическое искусство давно вышло за пределы классических театральных подмостков. Теперь театр — это территория мультимедиа, интерактивности, экспериментов. Разбираемся, с чем связаны такие изменения и к кому из российских режиссеров стоит присмотреться внимательнее.

Из истории

Вплоть до 20 века театр был авторским и актерским. Проще говоря, артисты добросовестно визуализировали пьесу, написанную сочинителем. О вольной интерпретации и речи не могло быть.

Двадцатый век стал переломным не только для театра, но и для искусства в целом. Во-первых, из-за прошедших войн люди разочаровались в некоторых общечеловеческих ценностях. Во-вторых, появился психоанализ — он как раз и стал ключевым фактором, который поспособствовал развитию новых направлений в искусстве. Начинается переосмысление того, что было раньше, театр создает нечто новое, ранее незнакомое. В этот момент и возникла потребность в человеке, который стал бы посредником между литературой и зрителем, потребность в режиссере.

Почему современный театр такой странный?

Странный — нет. Требующий широкого кругозора — да. Говоря о современном театре, мы имеем в виду постмодерн. Здесь найдется место самым разным формам взаимодействия со зрителем. Постмодернизм подразумевает знание культурного контекста, так что на подобном спектакле можно увидеть что угодно, кроме классического прочтения. Современный театр перестает быть только текстологическим, смещая угол зрения на создание новых смыслов и форм. Мультимедийный или иммерсивный при этом спектакль — неважно. Режиссер сегодня не столько ищет ответы, сколько задает вопросы и предлагает зрителю дойти до сути самостоятельно.

Современный театр как-то классифицируется?

Сложно провести четкую черту между направлениями, потому что суть актуального драматического искусства — во взаимном заимствовании. И все же попробуем.

Иммерсивный театр

Как понимать современный театр?
«Русские сказки»
Променад-театр, театр-прогулка. В народе такие спектакли называют бродилками. Суть в том, что зритель существует в рамках определенного художественного замысла и сюжета, но при этом свободно перемещается в предложенном пространстве. Такие спектакли давно завоевали популярность: тут тебе и интерактивность, и условная свобода выбора.
Где могли видеть: Максим Диденко «Черный русский», Кирилл Серебренников, Александр Созонов, Илья Шагалов «Русские сказки», мистическое шоу «Вернувшиеся».

Новая драма

Как понимать современный театр?
«Машина Мюллер»
Родоначальниками новой драмы принято считать Ибсена и Золя. В принципе, не такое уж это свежее явление для театра, но по-прежнему актуальное. Новая драма переосмысливает так называемые вечные вопросы: поиск предназначения, «тварь дрожащая ли я, или право имею» и вот это все. Кому-то происходящее на сцене может показаться чересчур дерзким: обнаженная натура, ненормативная лексика — все, чтобы история была приближена к реальности. Действие такого спектакля часто разворачивается в странных интерьерах, для новой драмы характерно обилие символов. К примеру, сцены с обнаженными артистами, за которые не раз были биты режиссеры, указывают на уязвимость и незащищенность человека перед миром. В общем, статус «Все сложно» и никакого разврата.
Где могли видеть: Константин Богомолов «Князь», Кирилл Серебренников «Машина Мюллер», Иван Вырыпаев «Кислород».

Документальный театр (вербатим)

Как понимать современный театр?
«Суфийские мотивы»
Разновидность новой драмы. Документальный театр в Россию пришел из Англии в 90-х. Но сами британцы в показаниях путаются: «Так-то да, но это не точно». Есть даже мнение, что вербатим в начале прошлого века из России попал в Америку. И только потом в Великобританию.

Вербатим — это ноль художественного вымысла. Сюжеты режиссер берет из жизни. Оттуда же цепляет типажи и диалоги. В какой-то степени, реалити-шоу относятся именно к жанру вербатим. У документального театра есть свои законы: допускается до 50% изменения текста от спектакля к спектаклю, при этом актеры должны быть того же возраста, что и лирический герой, а декорации сведены к минимуму. Не самый распространенный жанр в мире. В России документальным театром плотно занимаются Teатр. doc и «Практика».
Где могли видеть: Евгений Гришковец, Юрий Муравицкий «Зажги мой огонь».

Хореографические спектакли

Как понимать современный театр?
«Анна Каренина»
Танцевальное современное искусство сейчас обретает совершенно новые черты. Нет, речь не о балете в привычном его понимании. Это направление, где литературные произведения вытанцовывают в буквальном смысле слова.
Где могли видеть: Анжелика Холина «Анна Каренина», Лилия Бурдинская Forest.

Я никого там не знаю. Как быть?

Современный театр — территория, где о вкусах спорят. И, пожалуй, самое главное тут — найти «своего» режиссера. Как? Разумеется, методом проб, разочарования или принятия.

В наш список попали люди, олицетворяющие современный российский театр. Они хорошо известны во всем мире, и их постановки заслуживают внимания.

Кирилл Серебренников
Новатор, обладатель множественных европейских театральных наград, художественный руководитель «Гоголь-центра». Работы режиссера понравятся тем, кто во всем ищет глубину и обращает внимание на детали. Серебренников переосмысливает не самых простых авторов: Кафку, Мюллера, Достоевского. Но делает это тонко, талантливо, актуально. Его стиль не перепутать ни с чьим другим. Постановки Кирилла Семеновича обычно проходят при полном аншлаге. Он гуманист, и спектакли его об этом. Широкой публике Серебренников знаком по фильмам «Изображая жертву», «Лето», «Ученик».

Как понимать современный театр?
«Кафка»
Где: «Гоголь-центр».
Что: тот редкий случай, когда хочется сказать — все. Как минимум: «Машина Мюллер», «Кому на Руси жить хорошо», «Обыкновенная история», «Кафка».

Константин Богомолов
Еще один любимец московской интеллигенции. Яркий представитель Новой драмы. Его радикальные постановки традиционно становятся поводом для жарких дискуссий. Богомолова боготворят одни и не выносят другие. Зритель, покидающий посреди спектакля зал с возгласами: «Чушь! Вон из профессии!» — норма для постановок Богомолова.

Так или иначе, но равнодушных к его творчеству нет. А это, уж простите, — показатель таланта. Богомолов не только режиссер, он еще и серьезный драматический актер. Чего только стоит исполненная им роль Актера в спектакле Серебренникова «Машина Мюллер».

Как понимать современный театр?
«Идеальный муж»
Где: летом Богомолов ушел из МХТ им. Чехова. Но это лишний повод более тщательно следить за работами режиссера.
Что: «Ай Фак», «Князь», «Мушкетеры», «Три сестры», «Идеальный муж», актерская работа — «Машина Мюллер» (Кирилл Серебренников).


Дмитрий Крымов
Постановки Крымова — так называемый театр художника. Спектакли объединяют живопись, пластические образы, литературу. Они не всегда логичны и даже не всегда имеют текст. Но визуальная часть порадует любого. Например, в спектакле «Демоны. Вид сверху» актеры пишут картину прямо во время представления. Собственно, на этом построена вся драматургия. Спектакли Крымова пользуются успехом как в России, так и в Европе.

Как понимать современный театр?
«Демон. Вид сверху»
Где: театр «Школа драматического искусства».
Что: «Ой. Поздняя любовь», «Демон. Вид сверху».

Анжелика Холина
Литовский хореограф, доцент Литовской академии музыки и театра, основатель театра танца. Холина востребована не только на родине, но и во многих странах Европы. Она сотрудничает с Большим театром в качестве хореографа и ставит собственные танцевальные спектакли. Хореографические постановки Холиной для тех, кто страстно ценит актуальное искусство и современный танец, разумеется.
Где: Театр им. Вахтангова.
Что: «Анна Каренина».

Иван Вырыпаев
Иван Вырыпаев — литератор от мира театра. Вырыпаев в первую очередь «про текст» и использует минимальное количество художественных средств. Скорее всего, придя на спектакль, вы увидите пустую сцену и один стул. Режиссерский стиль Вырыпаева понравится тем, кто равнодушен к упаковке. Кстати, Иван успешно снимает кино.

Как понимать современный театр?
х/ф «Спасение»
Где: летом Вырыпаев ушел с поста худрука театра «Практика», поэтому нужно следить за афишей и смотреть фильмы.
Что: х/ф «Кислород», «Спасение».

Юрий Бутусов
Один из самых востребованных сегодня режиссеров. Бутусов, как правило, переосмысливает классику. Его любимые авторы: Чехов, Брехт, Шекспир. Но будьте готовы к экспериментам: скажем, лирические герои Бутусова всегда раздираемы противоречиями. «Они не сумасшедшие, — объясняет режиссер. — Они просто погружены в себя, в собственный мир, который оберегает их. Как только человек соприкасается с окружающей действительностью — он разрушается». В общем, стоит присмотреться.

Как понимать современный театр?
«Гамлет»
Где: Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург), МХТ им. Чехова.
Что: «Гамлет», «Три сестры», «Сон осени», «Человек из рыбы».

Новости партнеров
Популярное
Женский онлайн журнал: знаменитости, красота и отношения | MARUSSIA.RU
icon-search