Колумнист Marussia о том, что делать с сетевыми попрошайками

Сборы помощи в соцсетях можно смело назвать одним из самых поразительных явлений новой цифровой реальности. Когда приходит беда и накрывает ощущением бессилия и безысходности, невидимая паутина материальной и моральной поддержки нередко помогает решить проблему в короткие сроки и с минимумом усилий. Деньги на лечение и анализы ценой в чугунный мост, контакты нужных людей, консультации специалистов, помощь с транспортировкой, доставкой редких лекарств из-за границы – и всё это собирают и организовывают за считаные дни, иногда даже часы.

В век высоких технологий сказочная фея-крестная переехала на ПМЖ в социальные сети, переформатировав волшебную палочку в IP-адреса. И мы как бы понимаем, что этот ресурс – то есть возможность обратиться за «помощью зала» в любой момент и моментально получить ее, – он, как и любой другой, имеет пределы. И публичное объявление о своей несостоятельности – дело разовое, для случаев экстраординарных, когда для решения реальной и сложной проблемы объективно не хватает ни сил, ни времени, ни возможностей.

Спешим на помощь?

Однако в последнее время появилось много взрослых людей с зашкаливающим инфантилизмом, которые, как старуха из сказки о золотой рыбке, аппетит имеют ненасытный, а совесть, наоборот, миниатюрную. И в ресурс общественной помощи они влезают всей тушей, с ногами, голося на весь интернет о своих хотелках. Хочу быть дворянкой столбовою, нет, подождите, лучше сразу царицею морскою. Ведь мечты должны сбываться, и не только у «Газпрома», – отправьте меня на Бали! И подарите новый компьютер. И телефон, а то у меня старый, но очень хочется новый. Да, еще тыкву нужно превратить в карету, а мышей в носильщиков – что-то не хочется заказывать такси и доставку: дорого, и потом у меня лапки. А вот, кстати, мой Яндекс-кошелек и банковские карточки, можете сделать мне подарок – вам пустячок, а мне приятно.

У большинства пользователей Сети подобные нескромные просьбы, скажем так, не находят понимания: неужели сложно взять и заработать? «Ну а что тут такого? – возражают на это простодушные спонсоры. – Хочешь, помогай, а не нравится – проходи мимо и не обращай внимания». И нам совсем не жалко подавать по сто рублей на чужие хотелки, мы таким образом делаем мир лучше и добрее.

Но так ли это? Когда речь идет о помощи неимущим, больным или людям, попавшим в тяжелую ситуацию, всем участникам понятны мотивы поддержки. Никто не застрахован от болезней и происшествий вроде пожаров. Чем больше людей отзовется на чужую беду, тем выше шанс, что каждый из помощников не окажется один на один с проблемой, случись она с ним. Не говоря уже о том, что помогать, в принципе, приятно – что-то плохое с твоей помощью превращается во что-то хорошее.

Спешим на помощь?

Попрошайки часто ссылаются на краудфандинг, мол, сейчас так принято – скрести по сетевым сусекам мелочь на колобок. Но если краудфандинг – это поиск инвестиций, пусть даже мелких, в конкретный проект с четким планом, то манерное выклянчивание денег из бисерных кошелечков наивных пользователей не имеет с ним ничего общего. Ну не называть же насыщение потребительского голода за чужой счет бизнес-проектом. А так сетевое попрошайничество больше напоминает методики работы привокзальных гадалок, которые ловко выманивают деньги у прохожих, заливая в уши сладкий воск комплиментов и благодарностей. Эта техника железно работает и на вокзале, и в Сети, благо опция комментариев позволяет установить стабильную эмоциональную связь с обладателем кошелька.

С социальным паразитизмом на самом деле бороться очень просто – не подавать. Ни профессиональным нищим, ни сборщикам средств на лечение несуществующих болезней, что годами стоят в метро и переходах, ни сетевым попрошайкам, ни гадалкам и прочим экстрасенсам. Вместо этого помогая честным благотворительным фондам с прозрачной отчетностью. Или своим близким, которым нужна поддержка. И тогда окружающий нас мир действительно станет немного лучше и чуточку добрее.


Комментарии


Новости партнеров