Почему мы вновь и вновь вступаем в токсичные отношения

В то время как корабли бороздят космическое пространство, влюбленные пары по-прежнему идут в совместное будущее по дороге, вымощенной винтажными граблями. Словно колоссальный массив информации о том, как построить нетоксичные отношения, проходит мимо ушей и глаз. Люди с необъяснимым упорством игнорируют предупреждение «Осторожно, грабли!» и тиранят своих партнеров ровно так же, как и полвека назад.

Такое впечатление, что у нас где-то на подкорке прошиты совершенно дикие сценарии с маркировкой «правильные отношения», в которые мы зачем-то пытаемся впихнуть тонкую материю реальной жизни. Эти стандарты качества невыносимо противны, если смотреть на них с позиции взрослого человека, а не инфантильного нарцисса. Теоретическая «правильность» обычно состоит в том, что в идеале вокруг женщины роятся преданные обожатели, задыхаясь от любви. А назначенный судьбой избранник преодолевает любые препятствия: терпит унижения, пресмыкается, но не отступается от цели. Потому что только провернутое через мясорубку чувство и есть Любовь Настоящая, все прочее несущественно, китайская подделка с ароматизатором, идентичным натуральному.

У нас на подкорке прошиты совершенно дикие сценарии с маркировкой «правильные отношения»

Вы скажете, что я утрирую, но посмотрите вокруг – этим вирусом «правильности» заражены как кассирши, так и доктора наук. А у любого вируса есть источник. На мой взгляд, современное массовое кино (а фильмы очень даже корректируют восприятие реальности) серьезно влияет на сценарии поведения, которые мы усваиваем как «допустимые», «хорошие», «успешные». Кинематограф не только эксплуатирует драматический эффект токсичных отношений на полную катушку, но и закрепляет его счастливым концом. Не буду говорить за мужчин (впрочем, у них есть порно, и оно калечит отношения, на мой взгляд, куда больше), но наши привычные женские заскоки, как мне кажется, во многом родом из фильмов.

Сладкая вата мелодрам, например, уже лет пятьдесят, если не больше, воспевает некий гибрид людоедки Эллочки и сумасшедшей Настасьи Филипповны. Причем к ногам таких главных героинь запросто падают первостатейные принцы. Несмотря на чудовищную манеру общаться через крики, скандалы и истерики на разрыв аорты в каждом эпизоде. Причем базовая комплектация поклонников обязательно включает в себя собачью преданность и готовность по свистку приносить в зубах ценные объекты материального мира.

 

Уберите грабли!

Неудивительно, что обычные женщины видят «выход цыганочкой» как норму межгендерных отношений. И выдают! Потом ждут отношения к себе, как к хрустальной вазе, безмерно удивляясь тому, что в глазах другой стороны они выглядят, скорее, как хрустальные люстры – бешеный блеск, манящие бомбошки, но для квартиры и нормальной жизни не подходит. Остается только рыдать в дружеские жилетки, до пенсии рассуждая о жестоких и неправильных пчелах, которые зачем-то приносят неправильный мед (а могли бы бриллианты, но что-то пошло не так).

Или вот образ красивой сильной женщины, которая бесстрашно идет на конфликт со здоровым мужчиной-агрессором и – о чудо! – всегда побеждает. Практически силой взгляда. Ну получает, конечно, увечья средней тяжести, но они в кино быстро заживают. В реальности такие вспышки женской храбрости обычно имеют совсем иную концовку: в лучшем случае это побои. В лучшем. «Правильные отношения» смелой суперженщины нам преподносят как вполне нормальную реакцию на мужскую агрессию, да еще с вероятностью благоприятного исхода. Эта бредовая идея, которая повторяется из фильма в фильм, постепенно приглушает инстинкт самосохранения у зрительницы – раз героиня смогла, то и я смогу. Вишенка на торте таких сценариев – чудесное преображение агрессора в плюшевого безобидного пуську, которого, разумеется, сильная женщина прощает, принимает обратно, и живут они долго и счастливо.

Уберите грабли!

Мы не можем полностью отключить искусственные сценарии межгендерного общения – для этого пришлось бы отказаться и от литературы, и от кинематографа. Но выкинуть из головы картинки «правильных отношений» вполне реально. Готовых сценариев счастья не существует – мы пишем их сами своими поступками. А драма дает хороший кассовый сбор, но только не в реальности.


Комментарии


Новости партнеров