Скандальная рекламная кампания Reebok показала наглядно, что наше патриархальное общество еще не готово к таким смелым заявлениям, сделанным от женского лица. Кому как не нам, стать той благодатной землей, на которой выросли самые сильные и волевые женщины, выжившие в нечеловеческих условиях войны, растившие своих и чужих детей и восстановившие страну после войны. Несмотря на возможности, которые дала женщинам эпоха СССР, стереотипы так плотно сидят в наших головах, что мысль о том, что женщина может жить так, как хочется ей, воспринимается как вызов системе традиционных ценностей, а последствия такой жизни приравниваются к потерям при ядерном взрыве.

Но все в мире относительно. Европа и Россия кажутся раем по сравнению с тем, что творится с правами женщин в арабских странах. С точки зрения феминизма большую победу одержали женщины в Саудовской Аравии, добившись разрешения водить автомобиль. В Иране, успевшем от европейского образа жизни уйти в сторону жестко-доминирующего шариата, ни посещение стадионов, ни другие культурные развлечения женщинам не доступны. Помните, как на прошедшем чемпионате мира по футболу иранские болельщицы открыто и страстно болели за свою команду? В Иране бы они этого сделать не смогли, равно как и появиться на улице в футболке и джинсах. Можно сколько угодно говорить об особенностях арабского региона, но прав там у женщин практически нет.

Так почему же у нас, в относительно свободном обществе, это вызвало такую реакцию? Мы все еще находимся в рамках предрассудков: отгремевший победами и поражениями мундиаль это наглядно доказал. Реакция на заинтересованность русскими женщинами понаехавших иностранных болельщиков стала темой для жарких споров в медиа-пространстве, а самые радикально настроенные (или обиженные женским вниманием) даже создавали группы и даже мужские государства.

В нашем, якобы свободном и равноправном обществе, до сих пор резонансные дела об изнасилованиях или харассменте поднимают волну негатива только в сторону жертвы – сама виновата, не так была одета, по какой-то не той причине оказалась не в то время, в не в том месте.

Для подавляющего большинства женщин право распоряжаться своим телом и своей душой – цель недостижимая. Многие считают, что женщина должна существовать в экосистеме «дом-работа-работа-дом». В идеале, чтобы и дом был – полная чаша, и работа приносила хороший доход. Отсутствие мужа и детей, нацеленность на карьеру и нежелание сменить интересную жизнь на бытовое рабство – брак, воспринимается как отклонение. В фильме про Бриджет Джонс ее на ужине спрашивают, почему среди женщин ее возраста так много незамужних и бездетных. Уверены, каждая незамужняя слышала такие вопросы. В огонь дискуссии масло с ладаном подливают и представители РПЦ: их попытки провести на законодательном уровне пещерные и вызывающие искреннее недоумение законы транслируют в эфир главную мысль: кухня, дети, церковь.

Феминизм воспринимается как угроза всему живому и встречает яростное сопротивление на своем пути, переходит в радикальные формы, часто дискредитируя себя и отталкивая сторонников. И пока лидеры движения Girl Power никак не найдут правильный путь объяснить всем всего одну мысль: феминизм – это не отрицание традиционных ценностей, это не попытка перевернуть мир с ног на голову и продемонстрировать превосходство женщины над мужчиной. Это попытка найти баланс и гармонию и вписаться в быстро меняющийся социум. Это одна из пока еще утопических идей об идеальном устройстве мира, в котором все равны вне зависимости от пола. Даже если к двум привычным, мужскому и женскому, появится третий.


Комментарии


Новости партнеров