Почему надо смотреть «Ай Фак. Трагедия»

7 декабря Константин Богомолов и Мастерская Брусникина презентовали постановку «Ай Фак. Трагедия». В основе футуристичной драмы лежит книга «iPhuсk 10» Виктора Пелевина. И это дополнительный повод увидеть спектакль.

Роман «iPhuсk 10» вышел в прошлом году и получил противоречивые отзывы, но тем интереснее! Некоторые критики признали книгу лучшей в 2017 году.

Если в двух словах, в романе идет речь о нашем недалеком будущем, где искусственный интеллект стоит на одной ступеньке с человеком. Главный герой – цифровой алгоритм Порфирий Петрович, который служит на благо полиции, а параллельно пишет романы. Иногда его сдают в аренду для самых разных целей. Именно так Порфирий Петрович поступает в распоряжение искусствоведа Мары, которая исследует искусство тотально меланхоличного «гипсового» века. Для понимания, «гипсовый», или «эпоха новой неискренности», – это наша с вами современность. Поэтому в роман вплетены реалии сегодняшнего дня: фейсбучные войны, перформансы Павленского, гендерный шовинизм. И любовь, конечно.

Главная премьера декабря

По признанию Богомолова, роман совершенно несценичен по своей сути. И именно эта сложность по большей части привлекла режиссера. Однако «несценичность» произведения отступает перед ироничностью Константина – в итоге спектакль выглядит острым и динамичным. Честно говоря, трудно представить более органичную сцепку между автором и режиссером, чем у Пелевина с Богомоловым.

Главные роли достались Игорю Миркурбанову (Порфирий Петрович) и Дарье Мороз (Мара). Дарья  весьма убедительна в роли галеристки, которую сам Пелевин определяет как бабу с яйцами по официальному гендеру. Она расчетливая и циничная. Ее речь скорее похожа на речитатив, а указания безапелляционны. На фоне Мары герой  Миркурбанова выглядит еще более рефлексирующим, уязвимым. Как раз в нем, в цифровом алгоритме, оказывается больше жизни и эмпатии. Именно ему принадлежат длинные рассуждения о роли артиста в современном мире: “Русский художник интересен миру только когда в плену. Но когда он действительно свободен – идти ему некуда”. В монологах актеров поклонники Пелевина с легкостью узнают стиль писателя – спектакль максимально приближен к тексту романа. Брусникинцы, формально играющие роли второго плана, на самом деле дополняют галерею образов и делают спектакль цельным.

Главная премьера декабря

В «Ай Фак. Трагедия» немало размышлений о современном искусстве, поиске предназначения. И тут эти неоднозначные категории обретают осмысленность. Например, через очевидный вывод: «Нет в природе счастья, а если и есть, то от него, как говорил Лермонтов, разбудят. Пора уже клепать красоту самому».

Богомолов «клепает» и использует для этого самые разные инструменты. В том числе искусство провокации — приходя на постановки режиссера, нужно иметь это в виду. Спектакль, безусловно, ироничный. Но если смахнуть налет юмора, окажется, это серьезная драма о главном – о том, что «просто человеку нужен человек». И среди всех этих дорогих предметов искусства любовь — самый бесценный арт-объект.

Главная премьера декабря

Постановка проходит в «Москва-Сити». Лофт величиной в 4 тысячи квадратных метров в башне «Меркурий» одновременно служит и сценой, где разворачивается действие, и галереей «гипсового» искусства. В экспозиции представлены реальные арт-объекты российских художников. Сам зрительный зал разделен на три зоны, и они находятся в разных сторонах помещения – метафора разрозненного общества.

Главная премьера декабря

Если перед вами Порфирий Петрович, значит, в соседнем секторе его видят на большом экране. Спектакль минималистичен в самом хорошем смысле этого слова. Без надрыва, с тонкой иронией о нас сегодняшних и о ценности человеческого общения. Все это еще раз доказывает – с «несценичностью» романа Богомолов справился.

Фото: Владимир Яроцкий


Комментарии


Новости партнеров